В понедельник, 25 февраля 2013 г., в Московском государственном областном университете состоялся однодневный методический семинар «Деятельностный подход обучения иностранному языку как средство реализации общеевропейских компетенций владения иностранным языком в современных УМК», организованный Ассоциацией преподавателей немецкого языка Московской области в рамках программы мультипликаторов Немецкого культурного центра имени Гете в России. Данный семинар прошел под руководством к.п.н., заслуженного учителя РФ, доцента кафедры иностранных языков и культуроведения АПК и ППРО, мультипликатора-методиста НКЦ им. Гете Светловой Валентины Ивановны.  В мероприятии приняли участие свыше 20 учителей и преподавателей вузов Москвы и Подмосковья.



Участники мероприятия 25.02.2013

Первая секция семинара была посвящена характеристике существующих компетенций: экзистенциальной, лингвистической, социолингвистической, прагматической. В рамках лингвистической компетенции выделяются следующие понятия: лексическая, грамматическая, семантическая, фонологическая, орфографическая, орфоэпическая компетенции. В социолингвистическую компетенцию входят знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте (лингвистические маркеры социальных отношений, правила вежливости, народная мудрость, регистры общения, диалект и акцент). Прагматическую компетенцию составляют знание правил построения высказываний, их объединения в текст, умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций, умение последовательно строить высказывание в соответствии со схемами взаимодействия. Кроме того, отмечалось, что коммуникативная деятельность учащегося зависит не только от полученных знаний, умений и навыков. Она также находится под влиянием личностных факторов, которые определяются индивидуальностью человека. Индивидуальность человека характеризуется его взглядами, мотивациями его поступков, ценностями, убеждениями, типом познавательной способности и типом личности. Все это в целом составляет экзистенциальную компетенцию. Много внимания на семинаре уделялось вопросам коммуникативной дидактики.
Во второй секции семинара участникам было предложено, разбившись на группы, проанализировать современные учебные пособия как российских, так и зарубежных авторов и определить, какие компетенции реализуются в данном пособии, какие стратегии используются, какие социальные формы выбирает автор, каковы педагогические технологии, подходит ли данный учебник для проведения занятий в заявленной группе учащихся с точки зрения их уровня владения языком. Презентация совместных результатов групп проходила оживленно и вызвала бурный интерес участников семинара.

 

Презентации групп


Каждый участник имел возможность поделиться собственным опытом в применении тех или иных учебных пособий и их адаптации  к учебному плану и учебному процессу в конкретном классе или группе и высказаться по поводу их положительных сторон и недостатков. В ходе обмена мнениями участники могли сопоставить учебные пособия, применяемые ими в процессе своей трудовой деятельности с предложенными мультипликатором и ведущим В.И. Светловой, а также сделать вывод о возможности использования их как источника дополнительного материала с учетом креативного подхода при планировании учебного процесса или во время внеурочной работы. 


Вручение сертификатов участникам


Практическая ценность семинара заключалась в том, что гости получили дополнительные теоретические знания, необходимые им при выборе учебного пособия, соответствующего программе, уровню владения учащимися языком, идеи для реализации креативного подхода в обучении иностранному языку. Необходимо отметить также доброжелательную атмосферу семинара, где каждый участник смог открыть для себя что-то новое и полезное.

Отв. за мероприятие преподаватель-методист ИЛиМК МГОУ Смирнова Т.И.