11 марта 2020 года на базе МАОУ «Видновский художественно-технический лицей» состоялось второе мероприятие Предметной недели немецкого языка в Московской области – 2020 в рамках VI Фестиваля педагогических проектов – региональная лингводидактическая школа в новом формате  «Международные методические стажировки как условие совершенствования компетенций учителя немецкого языка».    

 

 

 

В мероприятии приняли участие преподаватели МГОУ, учителя немецкого языка Московской области (Ленинский м.р., Домодедово г.о., Люберцы г.о., Подольск г.о., Сергиево-Посадский г.о., Черноголовка г.о) и студенты 2,3 курсов факультета романо-германских языков и психологии МГОУ.

 

Участники мероприятия

 

По прибытию участников ждали угощения и кофе-пауза, затем состоялись экскурсия по школе и знакомство с кабинетами иностранных языков.

 

 

Участников Школы поприветствовали директор МАОУ «Видновский художественно-технический лицей», учитель высшей квалификационной категории Николаева Ирина Васильевна и вице-президент АПНЯМО Рождественская Ирина Николаевна

 

 

Обучающиеся Лицея преподнесли творческие подарки гостям – яркое декламирование произведений Фридриха Шиллера и Вильгельма Буша;

 

   

 

зажигательный танцевальный номер «Немецкая полька», а также музыкальный подарок от младших обучающихся.

 

 

Центральная тема мастер-классов, проведенных учителями немецкого языка, активными членами АПНЯМО, международными стипендиатами – Романовой Марией Михайловной и Ющенко Ольгой Анатольевной – это страноведение в преподавании немецкого языка как главный принцип (DACH –Prinzip), образованный комбинацией преподавания языка и культурной информации, конкретизирующий и воздействующий на рамки преподавания немецкого языка, например, посредством обмена и общения.

 

Романова М.М. дает предварительный комментарий

 

Перед участниками мастер-класса были поставлены цели: знакомство  с понятием DACH -Prinzip, применение полученных знаний на практике.

 

Работа в группах

 

Тот факт , что немецкий язык в различных регионах является родным , представляет собой особый шанс для ориентированного на межкультурную коммуникацию преподавания. Первичная задача страноведения - не информация, а повышение осведомленности , а также развитие умений и навыков, разработка стратегий при общении с иноязычными культурами. Тем самым «чужие» культурные явления лучше оцениваются, соотносятся и сопоставляются с собственными реалиями. Так можно распознать и разрушить предрассудки и клише, а также развить критическую толерантность.

 

Работа в группах

 

При преподавании немецкого языка  и, соответственно, с учебными пособиями и дополнительными материалами необходимо учитывать информацию о всем немецкоговорящем пространстве (DACH-Länder). При этом важными критериями являются многообразие источников и прозрачность соответствующих мнений и взглядов.

 

Представление DACH-проектов рабочих групп

 

Преподавание страноведения в рамках урока немецкого языка происходит как процесс активного изучения чужих культур. Это предполагает участие учащихся в выборе материалов и в построении урока, а также побуждение к творческой работе и ее поощрение.

 

Представление DACH-проектов рабочих групп

 

Информацию о немецкоговорящих регионах необходимо по возможности прорабатывать и представлять на острове аутентичных материалов.

При выборе материала необходимо обращать внимание на то, чтобы учитывались различные точки зрения, и включать в обсуждение все мнения общества. Необходимо пробудить у учащихся интерес и стремление открывать новое. Многообразие региональных разновидностей немецкого языка представляет собой важный мост между освоением языка и страноведением. От этого многообразия нельзя отказываться в пользу единых норм (будь то фонологические, лексические или морфо-синтаксические),учащиеся должны иметь возможность познакомиться с ним на примере соответствующих текстов и материалов.

 

Представление DACH-проектов рабочих групп

 

Страноведение выходит за рамки преподавания языка и связывает его с другими учебными разделами и дисциплинами, в которых необходимо разрабатывать сопряжённые задания.

 

Мастер-класс Ющенко О.А.

 

Многообразие методик на уроке немецкого языка, как и на других уроках, является таким же важным условием, как и стимулирование самостоятельного и автономного обучения. При разработке страноведческого материала необходимо сотрудничество специалистов немецкоговорящих стран. Особо важную роль играют обмен информацией, готовность к восприятию полученной информации и ее корректной подаче.

Представленный новый формат мастер-классов от учителей немецкого языка, членов АПНЯМО, прошедших международные стажировки, вызвал живой интерес аудитории. По отзывам участников, мастер-классы прошли на высоком методическом уровне, в дружелюбной и творческой атмосфере; студенты и учителя получили массу позитивных эмоций и  методических импульсов для новых свершений в области обучения немецкому языку!

Все участники получили электронные сертификаты.

 

Материал подготовили:

Романова М.М.,

Краснова И.А.